Может показаться, что собрать самодельный квадроцикл – это сложная задача. На самом деле все достаточно просто. При наличии необходимого оборудования и соответствующих комплектующих, можно без проблем сделать квадроцикл своими руками. Запчасти можно взять с любого неиспользуемого мотоцикла, но детали обязательно должны быть «живые». Одним из самых подходящих доноров для самодельного мотовездехода является некогда популярный «Урал», оборудованный достаточно мощным четырехтактным двигателем.
Нужно подготовить следующие инструменты, которые пригодятся в работе:
- Болгарка.
- Сварочный аппарат.
- Накидные и торцевые ключи разного размера.
- Мелкий подручный инструмент (отвертки, пассатижи и т. д.).
Чтобы собрать взрослый или детский квадроцикл, потребуется специальное помещение. Оно может быть небольшим, но хорошо освещаемым и отапливаемым. В летнее время мастерскую вполне можно организовать под навесом.
Мотор и КПП
Как сделать квадроцикл 4х4 своими руками? Сначала нужно подобрать мотор для будущего мотовездехода. Для этих целей подойдет двигатель от любого советского мотоцикла. Например, это может быть движок от «Днепра» или «Урала». Для легкого или детского квадроцикла подойдут моторы «Ява» или «ИЖ». В таких мотоциклах устанавливался простой одноцилиндровый двухтактный двигатель.
Мотор нужно выбирать в соответствии с особенностями эксплуатации вездехода в будущем. Если он нужен для перевозки грузов или будет применяться в хозяйственных целях, движок должен быть достаточно мощным. Для увеселительных прогулок подойдет более простой мотор.
Чтобы упростить для себя задачу, в конструкции будущего квадроцикла следует добавить трансмиссию и привод, которые использовались в комплекте с выбранным двигателем. Это обеспечит слаженную работу системы. Если требуется собрать самодельный квадроцикл 4х4, полный привод нужно доукомплектовать редуктором. Но в этом случае значительно увеличится вес мотовездехода.
Рама и подвеска
Рама квадроцикла изготавливается с нуля. Для этого можно использовать металлические трубы или профиль. Можно применять заготовки, взятые со старого мотоцикла. Обычно, такая рама имеет небольшой вес, что немаловажно и для квадроцикла. Трубы, взятые с мотоцикла, обладают требуемой гибкостью и прочностью.
Если подходящей конструкции для переделки нет, можно подобрать соответствующий материал самостоятельно. Важно учитывать вес труб, которые не должны быть слишком толстыми. В противном случае масса квадроцикла значительно увеличится, он не будет достаточно маневренным и быстрым.
Пружинные амортизаторы со старых мотоциклов применяются для подвески мотовездехода. Нужно приобрести такие детали на каждое колесо. Подвеска изготавливается в виде буквы «А». Но подвеска, зафиксированная на раме, должна быть подвижной.
Амортизаторы обязаны выдерживать вес будущего квадроцикла. При этом каждая деталь должна обеспечивать плавный ход и высокую управляемость при езде по бездорожью.
Руль и колеса
Рулевое управление от мотоцикла можно использовать в конструкции, но с некоторыми доработками. Потребуются дополнительные приводы еще на два колеса. Для этого в конструкцию добавляют шаровые опоры и рычаги. Эти детали можно взять с автомобиля или купить. Система рулевого управления должна быть точной и удобной.
Колеса для квадроцикла лучше всего брать с автомобиля. Они более широкие, чем у мотоцикла. Такие колеса обеспечивают хорошую проходимость при езде по ухабам и ямам. Диаметр колес выбирается в соответствии с мощностью двигателя, чтобы мотовездеход мог развивать достаточную скорость, но при этом на мотор действовала допустимая нагрузка.
Электроника и кузов
Чтобы установить бензобак, навесное оборудование и органы управления, чаще всего используют раму от мотоцикла. Все узлы должны гармонично соединяться с основой квадроцикла. При сборке важно добиться хорошей устойчивости машины. Также не стоит забывать и о внешнем виде. Корпус нужно тщательно продумать еще до начала сборки. Место водителя должно быть удобным, также не помешает и пассажирское сиденье со спинкой.
На самодельный квадроцикл нужно установить наружную сигнализацию и осветительные приборы. Можно снять поворотники, фары, задние фонари с мотоцикла.
Процедура сборки
Сначала потребуется разработать чертеж будущего квадроцикла. Далее нужно подготовить инструменты и необходимые комплектующие. Сначала собирается рама из металлических труб, которые соединяются между собой при помощи точечной сварки. Если все детали собраны правильно, можно выполнить полноценную сварку.
Далее на собранную раму устанавливается мотор. Он может находиться как спереди, так и сзади конструкции. Двигатель должен быть прочно зафиксирован на днище рамы, для чего применяются болты. На задние колеса потребуется установить привод и трансмиссию. Эту процедуру проводят вместе с монтажом мотора на металлический каркас. Привод и КПП должны быть смонтированы прочно, люфты в конструкции недопустимы.
После этого можно приступать к установке рулевого управления. Сразу же после этого фиксируется и топливный бак.
Чтобы установить колеса, потребуется демонтировать их с автомобиля-донора с задним мостом. Если же это невозможно, следует взять оси с дисками. На заднюю ось нужно установить приводный редуктор, а на диски поставить шины.
После этого следует соединить двигатель и редуктор. Для этого от мотора протягивается цепь, которая закрепляется на компоненте. Перед фиксацией конструкции на раме нужно проверить работоспособность всей системы.
Переднюю подвеску лучше сделать независимой, так как полноприводный квадроцикл потребует серьезной доработки. Это сможет сделать только команда профессионалов, понадобится токарь, сварщик и электрик. Можно приобрести готовые заводские узлы и установить их на раму, если принципиально создать полноприводный мотовездеход.
Дальше можно уделить внимание дизайну самодельного квадроцикла, установить навесное оборудование, сидение, фары и т. д. Перед установкой кузова проводится электрическая система, проверяется качество ее работы. После этого можно эксплуатировать транспортное средство по прямому назначению.
Почитайте, как собирают квадроцикл 4×4 из «Урала», «Муравья» и «Днепра». Также собирают самодельный квадроцикл с двигателем от мотоблока, из скутера и Оки.