Езда по бездорожью на квадроцикле приносит множество положительных эмоций и адреналина. Но порой бывает, что мотовездеход вязнет в грязи, песке или застревает в большой яме, а попытки достать его своими силами могут быть безуспешными. В этом случае на помощь приходит лебедка для квадроцикла. С ее помощью удается быстро достать транспортное средство из ловушки и продолжить путь. Лебедка становится незаменимым помощником при экстремальном вождении по плохой дороге.
Сегодня применяются лебедки, созданные специально для ATV. Для каждого мотовездехода можно подобрать подходящую разновидность.
Лебедка представляет собой механизм, который передает усилие на квадроцикл при помощи троса или цепи. Подвижные части конструкции приводятся в действие при помощи ручного или электрического привода. Некоторые модели оснащены бензиновым или дизельным двигателем. Лебедки для квадроциклов предназначены для буксировки техники или грузов.
Механизм закрепляется на мотовездеходе, а неподвижный его конец фиксируют к бамперу аппарата либо петле. Далее посредством создаваемого усилия транспортное средство удается переместить принудительно. Важно фиксировать лебедку к неподвижному предмету, который хорошо закреплен и способен выдержать вес квадроцикла. Это может быть дерево, пень и т.д.
Основные требования к лебедке
Выбор лебедки для квадроцикла должен быть обдуманным, так как от этого зависит функциональность оборудования. Оно должно быть легким, комфортным в эксплуатации и долговечным. При этом тяговая мощность все детали механизма должны соответствовать модели квадроцикла. Чем он больше весит, тем массивнее и прочнее должна быть лебедка.
Обратить внимание нужно и на момент вращения, от него зависит тяговая сила механизма. Трос наматывается на барабан, перемещая транспортное средство. Если раньше применялись механические лебедки, то сегодня они практически все оснащены электрическим приводом.
При выборе компонента обязательно учитывают сферу применения квадроцикла. Если он будет эксплуатироваться в сельском хозяйстве, для перевозки грузов, лебедка должна быть еще мощнее. Также повышенные требования выдвигаются и к качеству троса.
Лебедка для квадроцикла: разновидности
Сегодня в продаже представлены несколько видов лебёдок. Они отличаются способом управления:
- При помощи радиопульта.
- Кнопкой управления на руле.
Первый вариант безопаснее, потому что всегда существует вероятность обрыва троса. В этом случае лучше находиться на расстоянии от квадроцикла.
Чаще всего, владельцы мотовездеходов приобретают лебедки типа ATV. Они могут быть переносными и стационарными. Во втором случае механизм передачи тягового усилия ручной. Он подойдет для перемещения грузов под углом 60⁰. Стационарные лебедки фиксируют при помощи болтов, что требует усиления передней подвески квадроцикла.
Мобильные устройства передают тяговое усилие при помощи барабана с приводом и тросом. Благодаря конструкции, аппарат не требует фиксации к площадке, его можно перевозить с собой в багажнике.
Тип троса
Лебедка может иметь следующие разновидности тросов:
- Синтетический.
- Металлический.
Выбор зависит от максимальной нагрузки, которая будет действовать на трос. Самой безопасной и современной разновидностью являются синтетические канаты. Такие тросы мало весят, но при этом они не менее прочные, чем металлические разновидности. Плетеные канаты создаются из кевлара, полиэстера, вектрана.
Металлические тросы менее безопасны, потому что при разрыве они имеют значительную силу отдачи. Поэтому синтетические тросы их практически полностью вытеснили. С кевларовым плетением можно работать без перчаток. Единственным недостатком синтетических разновидностей является более высокая стоимость. Однако она быстро окупается в ходе эксплуатации.
Важные моменты при выборе
При выборе лебедки следует обращать внимание на следующие характеристики:
- Сила тяги. Этот показатель соответствует максимальной нагрузке, с которой справится прибор. Тяговая сила должна быть больше, чем вес снаряженного квадроцикла. Чтобы ее определить, потребуется умножить массу транспортного средства (снаряженного) на 1,5. Так, например, если мотовездеход весит 400 кг, то тяговое усилие должно быт не менее 600 кг.
- Двигатель. Мощность должна быть достаточной, чтобы механизм выдержал вес квадроцикла.
- Производитель. Сегодня пользуется спросом продукция американских и польских компаний.
Как установить лебедку?
Установка лебедки на квадроцикл производится по инструкции производителя. Сначала к раме транспортного средства крепится площадка, которая поставляется в комплекте. Для этого переднюю часть мотовездехода потребуется разобрать. К ней монтируется лебедка так, чтобы при эксплуатации не возникало сложностей.
Площадку можно зафиксировать болтами или приварить к раме. В первом случае соединение будет менее надежным, но при необходимости можно будет вернуть квадроциклу прежний вид. Приварив площадку, убрать ее уже будет нельзя. Зато такое соединение является более надежным.
Гайки во время фиксации подтягивают поочередно, так как нельзя допускать перекоса. К установленной площадке фиксируется лебедка болтами 25 см длиной. После этого протягивается трос в предназначенные для него фиксаторы, которые препятствуют возникновению трения при эксплуатации системы. Этот механизм имеет ролики, которые будут перемещать канат. Фиксаторы нужно будет прикрутить к соответствующим пазам. Далее работу механизма нужно перепроверить. Установка лебедки для квадроцикла своими руками не вызывает сложностей и требует совсем немного усилий.
Далее можно проложить провода, если лебедка имеет электропривод. Сначала коммуникации прокладывают от аккумулятора к соленоиду, а уже от него – к лебедке. Соленоид отвечает за питание системы и устанавливается на подготовленную площадку. Чтобы провести провода необходимо снять облицовку.
Провода должны проходить так, чтобы они не перетерлись и не нагревались при эксплуатации. Поэтому их укладывают в гофротрубу, а блок устанавливается под рулём, при помощи пластиковых хомутов. Проводка должна плотно прилегать к раме, чтобы исключить перетирание материалов. На провода нужно надеть пластиковые колпачки, чтобы избежать короткого замыкания при езде по мокрой дороге.
Далее пульт от лебедки устанавливается на руль, если это предусмотрено производителем. От него провода присоединяют к кабелям замка зажигания.